Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / РАЗБОР КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намханов Вячеслав Валентинович

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты проектного обучения по дисциплине «Стоматология» студентов специальности 31.05.01 Лечебное дело. Автором используются следующие виды проектной работы. В процессе проведения практических занятий и самостоятельной работы студенты выполняют исследовательский проект, учитывающий полиэтиологичность болезней пародонта, коморбидность заболеваний зубов и пародонта с соматическими патологиями. Другой тип проекта связан с проспективным разбором клинических случаев по теме «Травматология челюстно-лицевой области». Команда студентов анализирует клинический случай, проектный продукт заключается в обоснованной постановке диагноза и определении путей лечения с учетом современных научных подходов. В статье выделяются преимущества использования проектных технологий, посредством которых формируются аналитические, исследовательские, профессиональные и коммуникативные компетенции. Анализ учебных достижений обучающихся свидетельствует о росте мотивации к изучению дисциплины «Стоматология» и повышении качества обучения. Делается вывод о том, что проектное обучение позволяет сформировать у студентов-медиков компетенции, необходимые в современной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Намханов Вячеслав Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-BASED LEARNING IN MEDICAL SCHOOL

The article discusses the theoretical and practical aspects of the application of project-based learning in the discipline “Dentistry” for students of the specialty 31.05.01 General Medicine. The author uses the following types of project work. In the process of conducting practical classes and independent work, students carry out a research project that takes into account the polyetiology of periodontal diseases, the comorbidity of dental and periodontal diseases with somatic pathologies. Another project is associated with a prospective analysis of clinical cases on the topic “Traumatology of the maxillofacial area”. A team of students analyzes a clinical case, the project product consists in a reasonable diagnosis and determination of treatment options, taking into account modern scientific approaches. The article highlights the advantages of using project technologies, through which analytical, research, professional and communicative competencies are developed. The analysis of students’ educational achievements indicates an increase in their motivation to study the discipline “Dentistry” and an improvement in the quality of education. It is concluded that project-based learning makes it possible to build medical students’ competencies, which are necessary in modern professional activities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 164-168. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 164-168.

Научная статья

УДК 378.147.091.33-027:614.23 https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.27

Использование проектных технологий в процессе обучения студентов медицинского вуза

Вячеслав Валентинович Намханов

Бурятский государственный университет, Улан-Удэ, Россия, namhanov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6368-6474

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты проектного обучения по дисциплине «Стоматология» студентов специальности 31.05.0l Лечебное дело. Автором используются следующие виды проектной работы. В процессе проведения практических занятий и самостоятельной работы студенты выполняют исследовательский проект, учитывающий полиэтиологичность болезней паро-донта, коморбидность заболеваний зубов и пародонта с соматическими патологиями. Другой тип проекта связан с проспективным разбором клинических случаев по теме «Травматология челюстно-лицевой области». Команда студентов анализирует клинический случай, проектный продукт заключается в обоснованной постановке диагноза и определении путей лечения с учетом современных научных подходов. В статье выделяются преимущества использования проектных технологий, посредством которых формируются аналитические, исследовательские, профессиональные и коммуникативные компетенции. Анализ учебных достижений обучающихся свидетельствует о росте мотивации к изучению дисциплины «Стоматология» и повышении качества обучения. Делается вывод о том, что проектное обучение позволяет сформировать у студентов-медиков компетенции, необходимые в современной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенты медицинских вузов, проектное обучение, проектные технологии, подготовка врачей, исследовательский проект, разбор клинического случая

Для цитирования: Намханов В.В. Использование проектных технологий в процессе обучения студентов медицинского вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 164-168. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.27.

Original article

Project-based learning in medical school

Vyacheslav V. Namkhanov

Buryat State University, Ulan-Ude, Russia, namhanov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6368-6474

Abstract. The article discusses the theoretical and practical aspects of the application of project-based learning in the discipline "Dentistry" for students of the specialty 31.05.01 General Medicine. The author uses the following types of project work. In the process of conducting practical classes and independent work, students carry out a research project that takes into account the polyetiology of periodontal diseases, the comorbidity of dental and periodontal diseases with somatic pathologies. Another project is associated with a prospective analysis of clinical cases on the topic "Traumatology of the maxillofacial area". A team of students analyzes a clinical case, the project product consists in a reasonable diagnosis and determination of treatment options, taking into account modern scientific approaches. The article highlights the advantages of using project technologies, through which analytical, research, professional and communicative competencies are developed. The analysis of students' educational achievements indicates an increase in their motivation to study the discipline "Dentistry" and an improvement in the quality of education. It is concluded that project-based learning makes it possible to build medical students' competencies, which are necessary in modern professional activities.

Keywords: medical students, project-based learning, project technologies, training of doctors, research project, analysis of a clinical case

For citation: Namkhanov V.V. Project-based learning in medical school // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 164-168. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20219.27.

Современное общество становится все более проектно-ориентированным. Проектное управление - управленческая концепция, доказавшая свою эффективность не только в коммерческих организациях, но и в деятельности органов государственной власти, реализующих национальные/федеральные/региональные проекты, а также в системе профессионального образования. В современном проектно-ориентированном обществе одним из ресурсов развития образовательной организации выступает проектное обучение.

В соответствии с идеями теории человеческого капитала, человек признается главной целью образования. Вместе с тем привычных характеристик, формируемых системой послешколь-ного образования, в настоящее время явно недостаточно. Мнение современных исследователей заключается в том, что уровень развития человеческого капитала формируют не столько «классические» компоненты - знания и когнитивные навыки, необходимые для профессиональных задач на конкретном рабочем месте (hard skills), сколько более комплексные и сложные компетенции (компетентности) и личностные характеристики человека (soft skills, мягкие навыки, навыки XXI в., навыки мышления высокого порядка и др.).

В составе требуемых обществом актуальных навыков особое место занимают универсальные компетенции. Этот термин используется в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обозначения непредметных компетентностей, которые способствуют достижению успеха в самых разных сферах профессиональной деятельности. Актуальный перечень ключевых компетентностей, принятых Европейской комиссией, включает решение проблем, коммуникацию, креативность и инициативность, т. е. наиболее востребованные компетентности и навыки [1, с. 4-5].

Формированию данных компетенций в большей степени способствует использование проектного метода обучения по сравнению с традиционным объяснительно-иллюстративным обучением. Вместе с тем полноценному внедрению метода проектов в учебный процесс мешают, с одной стороны, консервативность системы образования, с другой - поверхностное отношение к нему как «модному» социально-культурному явлению.

Уровень современной медицины зависит от множества факторов, в том числе качества подготовки врачей, среднего медицинского персонала. В основе профессиональных компетенций медиков - использование современных технологий диагностики и лечения, формирование мотивации к дальнейшему профессиональному росту. Отсюда возрастают требования к образовательным технологиям, используемым в учебном процессе медицинских образовательных организаций.

Цель данной статьи - рассмотреть теоретические и практические аспекты проектного обучения по дисциплине «Стоматология» студентов специальности 31.05.01 Лечебное дело. База исследования - кафедра факультетской хирургии ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет». В ходе исследования использованы методы эксперимента, сопоставления, сравнительного анализа эмпирических данных.

Основоположники метода проектов Д. Дьюи и У. Килпатрик во второй половине XIX в. разработали новые концептуальные рамки прагматической педагогики - «обучение через делание». Исследователи были противниками жестких рамок обучения, классно-урочной системы, сообщали процессу обучения диалогичность, проблемность, интегративность, что способствовало формированию научного представления об окружающем мире, развитию способностей поиска решения проблем [2, с. 360-361].

Под проектом понимают временное предприятие (совокупность мероприятий), направленных на создание уникального продукта, услуги или результата. «...Результат - это любой уникальный и поддающийся проверке продукт, результат или способность оказать услугу, которые необходимо получить для завершения процесса, фазы или проекта» [3, с. 8-10].

Методологическим и теоретическим вопросам педагогического проектирования посвящены работы Е.С. Заир-Бек [4], Н.О. Яковлевой [5] и других исследователей. Важным положением является общая позиция ученых, трактующих проектное обучение как один из типов инновационной деятельности, включающей выделение и анализ ситуации, постановку проблемы, выдвижение креативной идеи, выстраивание кооперации с другими участниками ситуации для реализации замысла, проведение рефлексии осуществляемой деятельности, коммуникации и взаимодействия.

Проектное обучение в медицинском образовании исследуют в своих работах И.В. Баскакова [6], М.Р. Карпова, С.И. Карась [7] и др. Образовательный проект в медицинском вузе можно определить как совокупность мотивированных действий студентов для решения профессионально значимой проблемы, связанной с лечебно-диагностическим процессом, требующим интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, что приводит к возникновению определенного продукта, содержание которого зависит от целей проекта.

Внедрение проектного обучения проводилось в процессе изучения дисциплины «Стоматология» студентами 5-го курса, обучающимися в Бурятском государственном университете по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Дисциплина относится к базовой части учебного плана, изучается в 10-м семестре, общая трудоемкость дисциплины - 2 зачетные единицы.

После теоретического изучения темы «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области» студенты выполняют групповой исследовательский проект. Положительным фактором

является то, что у студентов 5-го курса исследовательские навыки во многом сформированы. Преподаватель предлагает тематику исследовательских проектов с учетом современных подходов полиэтиологичности болезней пародонта, коморбидности заболеваний зубов и пародонта с соматическими патологиями, что соответствует направлению подготовки студентов.

Среди тем исследовательского проекта: «Лечение воспалительных заболеваний пародонта. Взаимосвязь болезней пародонта и ревматоидного артрита», «Лечение воспалительных заболеваний пародонта. Взаимосвязь болезней пародонта и патологий желудочно-кишечного тракта», «Особенности оказания стоматологической помощи беременным женщинам» и др. При выполнении проекта требуется обязательное рассмотрение научной литературы по теме исследовательского проекта: монографии, диссертационные исследования, статьи. Основную литературу [8] рекомендует преподаватель, поиск остальных источников осуществляют студенты, используя базы данных РИНЦ, Scopus, Web of Science.

Выполнение проекта осуществляется малыми группами в процессе самостоятельной работы студентов. Этапы работы соответствуют теории и практике использования проектных технологий в вузе [9].

Преподаватель утверждает проектное задание, определяющее цель, задачи, методы сбора и анализа информации, сроки выполнения проекта, критерии оценки качества продукта проектной деятельности.

Структура исследовательского проекта включает ряд разделов.

1. Актуальность темы исследования. Описание проблемы, степень ее разработанности. Формулирование цели, задач проекта.

2. Обзор научной литературы, в которой наиболее полно, по мнению студентов, отражены основные подходы к решению проблемы.

3. Основные результаты проекта, заключающиеся в характеристике методов диагностики и лечения стоматологического и/или коморбидных заболеваний.

По итогам работы каждая группа готовит презентацию проекта для защиты на практическом занятии, отвечая на вопросы преподавателя и группы. Важным этапом исследовательского проекта является рефлексия студентами выполненной работы, организуемой преподавателем. Преподаватель оценивает проекты, рекомендуя лучшие для участия в студенческих научных конференциях и публикации.

Реализация исследовательских проектов способствует формированию аналитических, исследовательских, профессиональных и коммуникативных компетенций студентов. В целом проектная деятельность нацелена на многоплановое развитие личности обучающегося, формирование познавательного интереса к профессиональным проблемам и методам их решения.

После изучения темы «Травматология челюстно-лицевого отдела» на практических занятиях также используется формат проектной работы. Полностью переводить практические занятия студентов медицинских вузов в формат проектной технологии, по нашему мнению, нецелесообразно. По опыту работы положительные результаты дает комплексное использование педагогических технологий: традиционные формы обучения, деловая игра, кейс-методика, проектная технология.

На практическом занятии «Клиника ранений и повреждений мягких тканей, травматических повреждений челюсти и зубов, принципы оказания неотложной помощи, лечения, ухода за больными» нами используются следующие методы обучения.

Традиционные формы: преподаватель демонстрирует методы обследования пациентов с механическими повреждениями тканей челюстно-лицевой области (ЧЛО), оказания первой помощи при травмах, заполнения медицинской документации;

Деловая игра, позволяющая имитировать профессиональную деятельность в обстановке, приближенной к условиям реальной жизни. Для ее реализации происходит распределение студентов по ролям:

- бригада специалистов: терапевт, ортопед, хирург;

- пациент;

- врачи других специальностей.

Бригада врачей проводит совместное обследование пациента, ставит предварительный диагноз, проводит консилиум с привлечением врачей других специальностей, намечает план лечения.

Успешная реализация деловой игры зависит от преподавателя, его умения правильно подобрать из архива историю болезни, рентгенологические снимки, модели зубов и челюстей, подготовить сценарий деловой игры. Содержание кейсов (ситуационных задач) формируется, исходя из материалов архива кафедры: приема пациентов преподавателями, документов производственной практики обучающихся, клинических случаев, представленных в научной литературе.

Студенты для эффективной реализации деловой игры должны знать теоретический материал по теме «Травматология челюстно-лицевой области», выполнить домашнее задание: решение кейсов со схожим содержанием сценария деловой игры.

Приведем пример кейса для домашнего задания при подготовке к деловой игре.

«Ребенку 12 лет. Вчера во время игры в хоккей получил травму зубов 1.1, 1.2.

Жалобы: боль при надкусывании пищи и при дотрагивании до зубов.

Объективно: лицо симметричное. При визуальной оценке полости рта отмечено изменение цвета зуба 1.1, коронка зуба подвижна. Коронка зуба 1.2 без видимых изменений, боль при перкуссии зубов 1.1, 1.2.

Слизистая оболочка десны в области зубов 1.1 и 1.2 не изменена.

Показатели электроодонтометрии (ЭОД) зуба 1.1 - 30 мкА, зуба 1.2 - 15 мкА.

Сформулируйте диагноз, составьте план проведения дополнительного обследования, лечения и наблюдения».

Студент, выступающий в роли пациента, должен хорошо знать историю своей болезни, основные симптомы, определенным образом реагировать на проводимые манипуляции. Преподаватель проводит с ним дополнительную работу - репетицию деловой игры.

После окончания игры преподаватель организует рефлексию студентами своей деятельности, проводит общий анализ работы, оценивает работу каждого, определяет новые задачи в учебной деятельности.

Использование проектных технологий. Поскольку проектный метод базируется на принципах проблемного обучения, проектные технологии используются в проспективном разборе клинического случая. Студенты разбиваются на группы. Преподаватель предлагает студентам в процессе самостоятельной работы подготовить проектный продукт «Разбор клинического случая. Возможность применения новых знаний к конкретному клиническому случаю». Источники для выбора проектных заданий разнообразны; на наш взгляд, целесообразно использовать разбор клинических случаев, представленных в специализированной научной литературе, ввиду полного описания и квалифицированного разбора [10].

На практическом занятии по теме «Травматология челюстно-лицевой области» рассматриваются материалы клинического случая, представленного в статье В.В. Карасевой «Применение компьютерной томографии в обследовании, диагностике и планировании стоматологической реабилитации пациентов с огнестрельными ранениями челюстно-лицевой области» [11]:

«В стоматологическую клинику УГМУ после хирургического лечения в стационаре направлен пациент Г., 15 лет, для ортопедической реабилитации. За месяц до этого при совместном курении с друзьями, у подростка во рту взорвалась электронная сигарета (вейп). Взрывом нагревательного элемента сигареты были выбиты зубы 1.1, 2.1, 2.2 и 2.3. Мягкие ткани лица пострадали незначительно. Пациент доставлен в хирургическое отделение детской больницы, где в условиях стационара ему была оказана квалифицированная стоматологическая помощь. Для выбора ортопедического лечения и прогнозирования его результатов было проведено дополнительное рентгенологическое исследование - КТ. На объемных снимках в разных проекциях отмечается неравномерная убыль альвеолярного отростка во фронтальном отделе верхней челюсти, ороназальное сообщение отсутствует. В процессе тщательного изучения КТ в разных проекциях было выявлено серьезное поражение верхнечелюстных синусов».

Студенты, работая в группе, в рамках самостоятельной работы осуществляют проспективный разбор рекомендуемого клинического случая, поиск новой клинической информации для предлагаемой ситуации. Конкурентная обстановка между группами, выполняющими одно проектное задание, мотивирует студентов на эффективное осуществление командной исследовательской работы. Студенты учатся самостоятельно приобретать новые знания, пользоваться приобретенными знаниями в учебном процессе и далее использовать данные навыки в своей профессиональной деятельности. На практическом занятии каждая группа представляет проектный продукт в виде презентации. По ее окончании преподаватель организует рефлексию студентами своей деятельности, проводит общий анализ работы, оценивает проекты, отмечает приращение профессиональных компетенций, определяет перспективы учебной и профессиональной деятельности.

Проектное обучение студентов медицинских вузов позволяет в значительной мере реализовать компетентностный подход. В процессе реализации исследовательских проектов формируются аналитические, исследовательские, профессиональные и коммуникативные компетенции студентов. В целом проектная деятельность нацелена на многоплановое развитие личности обучающегося, формирование познавательного интереса к профессиональным проблемам и методам их решения.

Использование принципов проектирования в процессе проведения практических занятий по дисциплине «Стоматология» у студентов, обучающихся по специальности 31.05.01 Лечебное дело, позволяет сделать ряд выводов.

Выполнение различных видов проектов в комплексе с традиционными и иными интерактивными образовательными технологиями позволяет повысить мотивацию обучения, стимулирует постоянную самооценку и детальную рефлексию. Студент становится субъектом образовательного процесса, решая индивидуально и в группе профессиональные задачи, понимая необходимость постоянного приращения знаний и навыков для постановки правильного диагноза и лечения пациентов.

Анализ учебных достижений обучающихся в период активного использования принципов проектного обучения по сравнению с предшествующим периодом свидетельствует о повышении интереса к изучению дисциплины «Стоматология», о повышении качества обучения. Если средний балл до использования проектов по дисциплине составлял 85,1, то после участия студентов в исследовательском проекте и разборе клинического случая средний балл составил 88,5, в том числе средний балл исследовательского проекта и «разбора клинического случая» соответственно 89,3 и 87,6 баллов.

Преподаватель продолжает играть важную роль в учебно-методическом обеспечении, эффективном использовании актуальных образовательных технологий, в том числе проектного обучения, способствуя формированию комплексных и сложных компетенций, необходимых будущим врачам в профессиональной деятельности.

Список источников:

1. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования / С.М. Авдеева [и др.] // Современная аналитика образования. 2021. № 3 (52). С. 4-48.

2. Томина Е.Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 360-366.

3. Грачева М. В., Бабаскин С. Я. Управление проектами. М., 2017. 148 с.

4. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. М., 1995. 324 с.; Заир-Бек Е.С. Современная методология проектных исследований инноваций в образовании // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2017. № 185. С. 15-23.

5. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. Челябинск, 2008. 279 с.

6. Баскакова И.В. Метод мини-проектов как способ формирования компетенций у студентов-стоматологов // Вестник Казахского Национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова. 2013. № 4 (2). С. 24-27.

7. Карпова М.Р., Карась С.И. Проектное обучение в высшем медицинском образовании // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 108-113.

8. Айвазова Р.А. Клинико-диагностические критерии и оценка эффективности лечения воспалительных заболеваний пародонта у пациентов с кислотозависимой патологией желудочно-кишечного тракта: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2018. 47 с.; Голикова А.М. Особенности оказания стоматологической помощи беременным женщинам в условиях амбулаторного стоматологического приема»: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2019. 25 с.; Макаревич А.А. Клиническая и лабораторно-инструментальная характеристика пародонта больных ревматоидным артритом: дис. ... канд. мед. наук. М., 2019. 147 с.

9. Дреер Р. Применение принципов проектного образования в программах бакалавриата // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 46-49; Заир-Бек Е.С. Современная методология проектных исследований.; Кобзева Л.В., Орлова Н.А., Рябова Г.Б. Новые образовательные технологии в вузе: групповое проектное обучение. Томск, 2007. 200 с.

10. Карасева В.В. Применение компьютерной томографии в обследовании, диагностике и планировании стоматологической реабилитации пациентов с огнестрельными ранениями челюстно-лицевой области // Вятский медицинский вестник. 2019. № 2 (62). С. 30-34; Разбор клинического случая лечения пациентки с рецидивирующими венозными тромбоэмболическими осложнениями и хронической посттромбоэмболической легочной гипертензией / А.Л. Комаров [и др.] // Атеротромбоз: специализированный медицинский журнал. 2014. № 2. С. 70-81.

11. Карасева В.В. Указ. соч.

Информация об авторе В.В. Намханов - кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской хирургии Медицинского института Бурятского государственного университета, Улан-Удэ, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=392717.

Information about the author V.V. Namkhanov - PhD in Medicine, Associate Professor, Department of Faculty Surgery, Médical Institute, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=392717.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.08.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.08.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.